«Якутия» в словаре по конституционному праву
Якутия
(Республика Саха)
в соответствии с Конституцией (Основным законом), принятой Верховным Советом Я. 4 апреля 1992 г. (с изменениями от 26 января и 20 апреля 1994 г.), суверенное, демократическое и правовое государство, основанное на праве народа на самоопределение. Носителем суверенитета и источником государственной власти в Я. является ее народ, состоящий из граждан республики всех национальностей. Государственными языками Я. являются языки саха и русский. Языки народов Севера республики, согласно ст. 46 Конституции Я., являются официальными в местах их компактного проживания. Я. (ст. 8 Конституции) является субъектом РФ. Столица Я. — г. Якутск.
К числу высших органов государственной власти Я. ее Конституция относит: Государственное Собрание (ИЛ Тумэн) Я. (ГС), Президента Я., Конституционный Суд (КС) Я., Верховный Суд Я. В соответствии с принципом разделения властей эти органы функционируют самостоятельно.
ГС является высшим представительным, законодательным и конт-, рольным органом Я., парламентом республики, избираемым сроком на 5 лет. ГС состоит из двух палат: Палаты Республики (ПР) и Палаты Представителей (ПП).
В ПР входят депутаты, избираемые по одномандатным округам от каждого улуса, города республиканского подчинения: в ПП — депутаты, избираемые от территориальных округов в количестве, равном числу депутатов ПР.
Заседания палат ГС проводятся раздельно. Совместные заседания проводятся: при оглашении посланий Президента Я.; заслушивании отчета Правительства Я.; заслушивании посланий КС Я.; принятии Конституции Я., закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию Я.;
назначении республиканских референдумов, выборов Президента Я., депутатов ГС, местных органов государственной власти; заслушивании иных вопросов, предусмотренных законом. Остальные вопросы рассматриваются ПР или ПП отдельно.
Так, к ведению ПР относится: принятие конституционных законов Я., государственного и республиканского бюджетов, законов по вопросам финансового, валютного, кредитного регулирования, внесенных ПП;
принятие решений по основным вопросам внутренней, внешней, экономической, социальной и культурной политики республики, утверждение перспективных государственных проектов и программ; принятие решений по вопросам о доверии Правительству республики; принятие отставки, отрешение от должности Президента Я.; утверждение структуры органов государственного управления Я.; избрание судей КС Я., председателей Верховного и Высшего Арбитражного Судов Я.; дача согласия Президенту на назначение и освобождение от должности Председателя Правительства Я. и его заместителей, Председателя Национального банка, министров внутренних дел, финансов, внешних связей, директора Департамента пенсионной службы, начальника Государственной налоговой инспекции, директора Департамента налоговой полиции, председателя Комитета по драгоценным металлам и драгоценным камням; дача согласия на назначения прокурора Я., начальника службы контрразведки (в настоящее время — служба безопасности. — С. А.); утверждение в должности председателя Контрольного комитета ГС по представлению ПП; утверждение состава Центральной избирательной комиссии Я.; изменение статуса и границ административно-территориальных единиц и населенных пунктов;
контроль за исполнением бюджета, за бюджетными и внебюджетными фондами, валютным фондом и фондом драгоценных металлов и камней;
рассмотрение отдельных нормативно-правовых актов, издаваемых Президентом и Правительством Я.; контроль за исполнением законов Я. и др.
К ведению ПП относится: разработка и принятие законов Я. по вопросам ведения палаты; ратификация законов и актов РФ по вопросам совместного ведения; ратификация и денонсация международных договоров и соглашений; принятие решений по текущим вопросам внутренней и внешней политики, экономического, социального и культурного развития республики; дача согласия на назначение и освобождение от должности министров и руководителей государственных комитетов, кроме лиц, на которых такое согласие дает ПР; представление в ПР на утверждение в должности председателя Контрольного комитета ГС; избрание судей улусных (городских) судов, Верховного Суда Я., Высшего Арбитражного Суда Я.; принятие и утверждение решений о приостановлении действия законов республики и РФ, постановлений, распоряжений и других актов Правительства Я., ведомств и предприятий Я., федеральных органов и ведомств, противоречащих Федеративному договору, Конституции и законам Я., ограничивающих суверенитет Я., ущемляющих права ее народа (это положение Конституции Я. находится в противоречии с Конституцией РФ); принятие решений по вопросам введения, приостановления и прекращения чрезвычайного положения на территории республики; рассмотрение отдельных нормативно-правовых актов, издаваемых Президентом и Правительством Я.; контроль над расходной частью бюджета, финансами, бюджетными и внебюджетными фондами, валютным фондом и фондом драгоценных металлов и камней; контроль за исполнением законов Я.; толкование законов республики и др.
Из вышеизложенного следует, что каждая палата вправе принимать законы самостоятельно. Принятый палатой закон подписывается председателем платы и направляется Президенту Я. Он имеет право вето. Отклоненный Президентом закон вторично рассматривается и принимается палатой. Если Президент вторично отклоняет закон, он поступает на рассмотрение совместного заседания палат. Принятый на совместном заседании закон подписывается председателями палат, обнародуется и вступает в действие со дня опубликования.
Президент Я. является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в республике. Президентом (ст. 66 Конституции Я.) может быть избран гражданин Я. по рождению, в возрасте не моложе 40 и не старше 60 лет, непрерывно проживший в ней не менее 15 лет, свободно владеющий обоими государственными языками республики и обладающий избирательным правом. Президент избирается (ст. 67) путем всеобщих выборов сроком на 5 лет, но не более двух раз.
Президент выступает гарантом суверенитета и территориальной целостности республики, соблюдения Конституции и законов Я., а также принятых ею межреспубликанских и международных обязательств. Он обладает правом законодательной инициативы, правом вето; осуществляет общее руководство деятельностью Правительства Я., формирует его состав с согласия палат ГС, принимает отставку Правительства; вправе отменять постановления и распоряжения Правительства Я., акты министерств и ведомств республики. приостанавливать действие актов местной администрации в случае их незаконности; обладает правом законодательной инициативы: представляет ГС проект бюджета республики; обеспечивает сохранность алмазного и валютного фондов, золотого запаса республики; вводит чрезвычайное положение на территории Я. или в отдельных ее регионах; принимает решение о дислокации на территории республики воинских формирований, контролирует их передвижение и деятельность, определяет нарушения ими договорных обязательств, определяет порядок образования территориальных воинских и иных формирований, устанавливает факт нарушения государственного суверенитета республики и докладывает ГС о принятых мерах и др. Нельзя не отметить, что некоторые положения Конституции Я. о полномочиях Президента противоречат Конституции РФ.
В Конституции Я. специально определено, что Президент не имеет права роспуска либо приостановления деятельности палат ГС и местных представительных органов государственной власти, полномочия Президента не могут быть использованы для изменения конституционного строя Я.
Президент обращается с посланиями к ГС Я. и выступает с обращениями к народу. ГС вправе потребовать от Президента Я. внеочередного доклада на совместном заседании палат.
В соответствии с Конституцией Я. одновременно с Президентом избирается и вице-президент Я.
Правительство Я. является исполнительным и распорядительным органом государственной власти. Оно разрабатывает и осуществляет социально-экономическую политику, несет всю полноту ответственности за ее реализацию. Правительство, не получившее доверия ГС, уходит в отставку.
В Я. организация деятельности граждан для принятия самостоятельных решений местного значения с учетом интересов населения, его национально-этнических и иных особенностей осуществляется (ст. 84 Конституции) через систему местных органов государственной власти и органы местного самоуправления.
Правосудие в республике осуществляют Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, улусные (городские) суды Я.
Предусмотрен и Конституционный Суд — высший орган судебной власти по защите конституционного строя республики. Правда, наряду с присущими этому органу полномочиями по оценке конституционности нормативных актов, политических партий, правоприменительной практики, наличия оснований для отрешения от должности должностных лиц государственных органов власти и управления, по толкованию норм Конституции Я., КС Я. имеет и некоторые специфические (и по меньшей мере спорные) полномочия: дает заключение о конституционности не только внутрифедеральных и международных договоров Я., но и действующих на территории Я. международных договоров РФ; дает заключение о соответствии законов и иных нормативных актов РФ Федеративному договору и Конституции РФ; представляет заключение о характере нарушений государственного суверенитета Я. органами государственной власти и управления РФ; участвует в разрешении конституционно-правовых споров между Я. и РФ. (С. А.)
Другие термины
В словаре есть много других терминов и понятий, определения которых могут быть интересны для изучения: