«Япония» в словаре по конституционному праву
Япония
Государство в Азии, расположенное на группе островов в западной части Тихого океана, крупнейшие из которых — Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку. Столица — г. Токио.
Административное деление: 47 префектур, включая префектуры городов Токио, Осака и Киото, а также префектуру острова Окинава. Особую административную область представляет о. Хоккайдо.
Действующая Конституция была подготовлена группой японских и зарубежных (в основном — американских) экспертов и принята парламентом Я. 24 августа 1946 г. Вступившая в силу 3 мая 1947 г. Конституция сохраняет конституционную монархию, однако в отличие от прежней Конституции 1889 г. провозглашает в преамбуле принцип народного суверенитета. Она также придает парламенту статус высшего органа государственной власти, ограничивает компетенцию императора, провозглашает принцип разделения властей. Статья 9 устанавливает, что "японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров". В силу этого Я. не может иметь классических вооруженных сил. В стране существуют так называемые силы самообороны.
Глава государства — император. Императорский трон наследуется только по мужской линии, при этом предпочтение отдается старшему сыну. По Закону об императорском доме 1947 г. порядок наследования престола охраняет Совет императорского двора (состоит из членов императорской семьи, премьер-министра, председателей обеих палат парламента, председателя Верховного суда и одного из его членов). 7 января 1989 г. на престол вступил Император Акихито, сменивший своего отца Хирохито после его кончины.
Согласно ст. 1 Конституции, император является символом государства и единства нации, а поэтому, в силу традиции, является как бы национальным достоянием. Его статус и действия определяются волей народа и его законных избранников — парламента и Кабинета Министров. По Конституции, император обладает правом промульгации поправок к Конституции, законов, актов правительства, созыва парламента и роспуска его нижней палаты, объявления всеобщих выборов, подтверждения назначений и отставок высших должностных лиц. Он выполняет также множество протокольных и церемониальных обязанностей.
Центральное место среди институтов государственной власти занимает японский парламент. Статья 41 Конституции Я. определяет его "высшим органом государственной власти и единственным органом государства". Парламент состоит из двух палат. Палата представителей (Сю-гиин) в составе 511 депутатов избирается всеобщим голосованием сроком на 4 года. Палата советников (Сангиин) состоит из 252 членов, избираемых на 6 лет; при этом 152 члена палаты избираются от 47 префектур, а 100 — от всей страны на основе системы пропорционального представительства. Палата советников обновляется наполовину каждые три года. Палата представителей может быть досрочно распущена императором по предложению премьер-министра. Верхняя палата не может быть распущена.
Законопроекты принимаются обеими палатами простым большинством голосов. В случае разногласий между палатами решающее слово принадлежит Палате представителей, которая может провести закон при повторном голосовании большинством не менее двух третей присутствующих представителей. Палате представителей принадлежит также исключительное право законодательной инициативы в отношении бюджета и финансовых законопроектов. Все принятые законы подписываются министром, в компетенции которого они находятся, затем контрассигнуются премьер-министром, после чего направляются императору, который промульгирует их от имени народа.
Парламент осуществляет контроль за деятельностью правительства, прежде всего используя свое право интерпелляции, а также проведения парламентского расследования. В начале каждой сессии премьер-министр, министр иностранных дел и министр финансов выступают с изложением основных направлений своей деятельности.
Правительство — Кабинет Министров — формируется парламентом. Согласно Конституции, не менее (фактически более) половины членов правительства должны быть членами парламента. Вначале обе палаты избирают кандидата на пост премьер-министра, который после назначения его императором предлагает на утверждение императора кандидатуры министров, предварительно согласовав их с парламентскими партийными группами.
Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом. В случае отставки премьер-министра правительство уходит в отставку в полном составе. В случае выражения правительству вотума недоверия или принятия резолюции порицания глава правительства принимает решение об отставке правительства либо предлагает императору в 10-дневный срок распустить Палату представителей.
Особенностью структуры правительства является наличие у каждого министра двух заместителей: парламентский заместитель (как правило — депутат парламента) уходит в отставку вместе с министром, в то время как административный заместитель, представляющий чиновников, в случае отставки министра остается в министерстве, обеспечивая тем самым преемственность и стабильность управления, независимо от перипетий политической борьбы.
Состав правительства небольшой:
12 министров, возглавляющих соответствующие министерства, и 8 государственных министров, возглавляющих Управление Кабинета Министров.
Судебная система современной Японии сложилась в ходе реформ 1947-1948 гг. и включает в себя Верховный суд, выполняющий функции высшей судебной инстанции страны, а также функции конституционного контроля; 8 Высших судов, выполняющих, в основном, функции апелляционной инстанции по гражданским и уголовным делам; Окружные суды (50 судов с 242 отделениями), в которых рассматривается основная масса дел. Имеются Суды по семейным делам, а также большое количество Дисциплинарных судов, в которых судья единолично рассматривает незначительные гражданские иски и мелкие уголовные дела. (А. К.)
Другие термины
В словаре есть много других терминов и понятий, определения которых могут быть интересны для изучения: