«Ямало-ненецкий автономный округ» в словаре по конституционному праву

Ямало-ненецкий автономный округ
Равноправный субъект в составе РФ, согласно Конституции РФ и Уставу (Основному закону) Я.-Н. а. о., принятому Государственной Думой Я.-Н. а. о. 19 сентября 1995 г. Округ входит в Тюменскую область. Административным центром округа является г. Салехард.
В Уставе округа широко отражены задачи по обеспечению социальной поддержки различных групп населения на территории округа. Предусмотрено, что органы государственной власти округа и органы местного самоуправления создают правовые, организационные и материальные предпосылки для осуществления коренными малочисленными народами Севера и этническими общностями конкретных видов деятельности в жизненно важных для них сферах, в том числе предоставляют льготные права на землю, организацию традиционных промыслов, получение части дохода от деятельности промышленных предприятий.
Устав предусматривает, что экономическую основу округа составляют следующие формы собственности, находящейся на ее территории: федеральная собственность; государственная собственность округа; совместная собственность округа, РФ и других субъектов РФ; муниципальная собственность; собственность этнических семей, родов, общин; частная собственность граждан РФ и юридических лиц; собственность совместных предприятий, иностранных граждан и государств, международных организаций; собственность общественных организаций.
Законодательная (представительная) власть в округе осуществляется населением округа непосредственно путем референдумов и Государственной Думой (ГД) округа.
ГД округа, согласно Уставу, — высший и единственный постоянно действующий законодательный (представительный) орган государственной власти на территории Я.-Н. а. о. Состоит из 21 депутата, избирается населением сроком на 4 года. По Уставу, депутаты могут осуществлять свою деятельность на постоянной профессиональной основе.
К основным полномочиям ГД округа относится: принятие и толкование Устава округа, внесение в него изменений и дополнений; установление наименований окружных органов законодательной(представительной) и исполнительной власти; принятие решений о проведении окружного референдума; вопросы административно-территориального устройства округа, в том числе создание и упразднение национальных районов, утверждение бюджета округа и отчета о его исполнении; принятие законов округа о порядке распоряжения и управления государственной собственностью, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами на территории округа, о введении или отмене налогов, сборов, пошлин и иных платежей в окружной бюджет, о порядке формирования и расходования средств фондов, создаваемых в округе; принятие законов о праве собственности представителей коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей и порядке компенсации им за причиненные потери и убытки;
принятие законов округа об установлении на территории округа отдельных зон со специальным миграционно-правовым режимом; принятие постановлений по программам социально-экономического развития округа; принятие и толкование законов округа по другим сферам общественных отношений; назначение выборов ГД и губернатора округа;
установление сроков проведения выборов органов и должностных лиц местного самоуправления; контроль за исполнением федеральных законов и законов округа; решение вопроса об отрешении от должности губернатора округа; заслушивание ежегодного послания губернатора о положении дел в округе; обращение к губернатору с мотивированными предложениями о внесении изменений, дополнений, приостановлении или отмене принятых им постановлений или распоряжений и нормативных актов органа исполнительной власти округа; утверждение договоров и соглашений, заключенных от имени губернатора округа с правительством РФ, с органами исполнительной власти других субъектов РФ и др.
Принятые ГД округа законы подписываются губернатором и передаются для опубликования. Губернатор имеет право отлагательного вето. Закон, повторно принятый ГД округа, губернатор обязан подписать. В противном случае ГД округа самостоятельно от своего имени на основе принятого соответствующего постановления передает закон для опубликования в средства массовой информации.
Систему исполнительной власти округа составляют губернатор и формируемый им орган исполнительной власти округа. Губернатор является высшим должностным лицом округа, возглавляет орган исполнительной власти округа и несет ответственность за его деятельность. Губернатор избирается сроком на 4 года. Одно и то же лицо не может занимать должность губернатора более двух сроков подряд.
Губернатор: подписывает законы округа, имеет право отлагательного вето; представляет в ГД округа проект бюджета округа и отчет о его исполнении; обращается к ГД округа с ежегодным посланием о положении в округе; утверждает схему управления округом, подготавливает и вносит в ГД округа предложения по установлению и изменению административно-территориального устройства округа; назначает референдумы; определяет основные направления деятельности органа исполнительной власти округа и осуществляет общее руководство им; утверждает структуру органа исполнительной власти округа; назначает и освобождает от должности своих заместителей и других должностных лиц органа исполнительной власти округа; распоряжается средствами окружного бюджета, окружных внебюджетных, валютных и специальных фондов в порядке, установленном законами округа: обеспечивает согласование деятельности органов местного самоуправления и органа исполнительной власти округа; подписывает договоры округа с федеральными органами исполнительной власти, государственными органами других субъектов РФ и иностранных государств; отменяет нормативные акты должностных лиц и органов исполнительной власти других субъектов РФ, действие которых распространяется на территорию округа, принятые ими в нарушение Устава, законов округа и заключенных договоров и соглашений (надо полагать, что это полномочие прежде всего рассчитано на отношения с властями Тюменской области. — С. А.) и др.
Устав округа предусматривает, что полномочия губернатора прекращаются досрочно в случаях: его отставки по личному письменному заявлению; утраты гражданства РФ;
признания его недееспособным решением суда, вступившего в законную силу; отрешения от должности; отзыва населением; вступления в законную силу обвинительного судебного приговора в отношении губернатора. Отрешение от должности производится ГД округа в случаях нарушения губернатором Конституции РФ, федеральных законов, Устава или законов округа, подтвержденных решением соответствующего суда. Губернатор может быть досрочно отозван населением округа путем референдума по инициативе всего населения округа или его части.
В состав Я.-Н. а. о. входят 7 районов и 6 городов окружного значения. На территории округа обеспечивается осуществление местного самоуправления. Устав использует категорию местных сообществ. Члены местных сообществ осуществляют местное самоуправление путем местных референдумов, собраний (сходов), выборов и других форм прямого волеизъявления; через представительные и исполнительные органы местного самоуправления.
Отношения Я.-Н. а. о. с Тюменской областью достаточно сложны, поскольку округ склонен самостоятельно решать вопросы, касающиеся его территории, осуществлять собственное законодательное регулирование и не позволять ощутимого вмешательства области в дела округа. По Уставу, отношения округа и области осуществляются в форме договоров и соглашений в сферах совместных интересов, региональных программ с образованием совместных рабочих органов, региональных целевых фондов, общей (долевой) собственности. Устав не предусматривает верховенства актов области над актами округа, а спорные вопросы должны разрешаться путем согласительных процедур. (С. А.)

Другие термины

В словаре есть много других терминов и понятий, определения которых могут быть интересны для изучения: