Реферат на тему: «Инновационные формы и институты гражданского общества в России»
Россию часто называют страной, которая не смогла достичь подлинного политического, социального и экономического прогресса из-за неспособности создать сильные и инновационные формы гражданского общества. Однако за последние два десятилетия в развитии гражданского общества России произошел резкий сдвиг: появились различные новые институты, призванные усилить роль граждан в управлении страной.
Гражданские общества обычно определяются как «неформальные сети людей и организаций, действующих вне государственного контроля, иногда играющих активную роль в формировании политики». Гражданские общества важны, поскольку они предоставляют гражданам возможность выражать свое мнение по общественным вопросам и в то же время обеспечивают платформу, с помощью которой они могут влиять на политику правительства для улучшения общества в целом.
Последние достижения в области политологии позволили понять, как со временем развивалось гражданское общество в России. С 2000 года в России укоренились инновационные формы и институты гражданского общества как альтернативные возможности для выражения мнения граждан и их участия в процессах принятия решений вне традиционных механизмов государственного контроля.
Одним из примеров является появление гражданских инициатив, таких как митинги и демонстрации, направленные на оказание влияния на политику правительства или выражение несогласия с действиями национальных лидеров. В 2011 году десятки тысяч людей прошли маршем по Москве, призывая к честным выборам, после того как были сделаны заявления о том, что в ходе парламентских выборов того года были подделаны доказательства. Это событие стало важной вехой в истории России, поскольку продемонстрировало готовность граждан к коллективным действиям в поисках перемен, а не полагаться только на традиционные методы, такие как урны для голосования или петиции.
Рост интернет-СМИ также сыграл важную роль в обеспечении альтернативных средств, с помощью которых люди могут участвовать в политической жизни, не полагаясь на авторитетные структуры или влиятельных «привратников», таких как телеканалы или издатели газет, которые традиционно служили этой цели при коммунистическом режиме до распада СССР в 1991 году. Данные, собранные Институтом открытого общества, показывают, что пятая часть (20%) россиян сейчас пользуется цифровыми платформами, такими как электронные петиции или социальные сети, по сравнению с одной десятой (10%) всего шесть лет назад, что подчеркивает необычайные темпы роста этой формы гражданской активности за короткий промежуток времени с 2006 года.
Наконец, в последние годы в России все более заметную роль стали играть неправительственные организации (НПО) — как национальные, финансируемые частными фондами, такими как Московский центр Карнеги, так и международные, такие как Transparency International. Они играют важную роль, предоставляя ресурсы для независимых журналистских агентств, занимающихся журналистскими расследованиями, защищая права человека, отстаивая интересы маргинальных групп, отслеживая уровень коррупции, разрабатывая системы подотчетности, реформируя местные органы власти и т. д.. Эта важная форма гражданской активности особенно привлекательна для тех, кто предлагает опыт, выходящий за рамки того, что могут предоставить государственные институты, позволяя им при этом сохранять автономию от вмешательства правительства, что является главным приоритетом для многих активистов сегодня в связи с участившимися случаями мошенничества на выборах, о которых сообщалось в последнее время по всей стране — в частности, во время парламентских выборов 2011 года, где были зафиксированы нарушения, несмотря на заявления избирательной комиссии, противоречащие доказательствам многочисленных наблюдательных групп.