«Двухпалатная система» в словаре по конституционному праву

Двухпалатная система
(СТРУКТУРА)
понятие в конституционном праве, применяемое к внутренней организации парламента. Парламент может быть однопалатным или двухпалатным (изредка существуют парламенты с большим числом палат). При двухпалатной системе (структуре) парламента может применяться один из двух принципов: принцип равенства (равноправия) палат; принцип верхней и нижней палаты.
Например, в Верховном Совете СССР (1937-1991 гг.) существовали две равные палаты — Совет Союза и Совет Национальностей. Двухпалатная структура Верховного Совета РСФСР была введена при конституционной реформе 27 октября 1989 г. и реально создана в июне 1990 г. Обе палаты — Совет Республики и Совет Национальностей — также были равными.
Нынешний парламент РФ — Федеральное Собрание (ФС) — построен по принципу верхней (Совет Федерации (СФ) и нижней (Государственная Дума (ГД) палат.
Принцип равенства палат парламента означает:
— у палат, как правило, равное (или примерно равное) число депутатов;
— палаты работают в один и тот же временной период;
— вопросы, предлагаемые одной из палат и имеющие общий характер, включаются в повестку дня другой палаты, т. е. парламент имеет, в целом, единую повестку дня (разумеется, по главным вопросам и особенно по принятию законов; наряду с этим у палат могут быть и свои специфические предметы ведения, и внутренние проблемы);
— довольно часто палаты заседают совместно, при этом обсуждаются сообща вопросы, принимаются законы (хотя при принятии законов проводится либо раздельное голосование, либо отдельный подсчет голосов по каждой палате);
— обеспечиваются равенство возможностей и одинаковый учет интересов обеих палат (например, если у парламента нет председателя, совместные заседания обычно ведут поочередно председатели палат; на совместных заседаниях обеспечивается поочередность выступлений депутатов, входящих в разные палаты и т. д.);
— палаты создают совместные (постоянные или временные) органы на так называемых паритетных началах (т. е. делегируют в них равное число представителей);
Конституцией палаты сообща образуют Счетную палату (СП), однако по Федеральному закону от 18 ноября 1994 г. СП является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым ФС РФ и подотчетным ему; Закон не определяет СП как орган ФС и, более того, говорит, что она обладает организационной и функциональной независимостью); возможно лишь образование временных общих согласительных депутатских комиссий, если принятые Думой законы не находят одобрения у СФ;
— численность палат различна (в ГД — 450 депутатов, в СФ — по два представителя от каждого субъекта РФ, следовательно, при 89 субъектах — 178 членов СФ).
Термины "верхняя" и "нижняя" палаты условны: возникли они в связи с законодательным процессом. Проект закона как бы совершает путь "снизу вверх": сначала его рассматривает ГД и лишь затем — СФ. Палату, начинающую законодательный процесс, называют "нижней", продолжающую его — "верхней". Последняя может не одобрить закон, но это — не верховенство над нижней палатой, которая может повторно проголосовать за принятие закона (для этого требуется уже большее число голосов, так называемое квалифицированное большинство). (С. А.)

Другие термины

В словаре есть много других терминов и понятий, определения которых могут быть интересны для изучения: