«Государственная дума федерального собрания российской федерации» в словаре по конституционному праву
Государственная дума федерального собрания российской федерации
Одна из палат Федерального Собрания (парламента РФ). Согласно ст. 11 Конституции РФ, ГД ФС РФ участвует в осуществлении государственной власти. Она относится к законодательной ветви власти.
Впервые этот орган был предусмотрен "Положением о федеральных органах власти на переходный период", утвержденным Указом Президента РФ 21 сентября 1993 г., которым была прекращена деятельность Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. Затем существование ГД ФС РФ было зафиксировано Конституцией РФ 1993 г. Первые выборы в ГД ФС РФ проводились 12 декабря 1993 г. Затем выборы состоялись 17 декабря 1995 г. Очередные выборы назначены на 19 декабря 1999 г.
ГД ФС РФ состоит из 450 депутатов. Срок полномочий ГД ФС РФ — 4 года. Депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Одно и то же лицо не может быть одновременно членом Совета Федерации и депутатом ГД ФС РФ; не разрешается депутату ГД ФС РФ быть депутатом иных представительных органов власти и органов местного самоуправления. Депутаты ГД ФС РФ работают на профессиональной постоянной основе, т. е. получают вознаграждение за свою работу, не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Порядок выборов депутатов ГД ФС РФ устанавливается Федеральным законом о выборах депутатов ГД ФС РФ от 2 июня 1999 г. Половина депутатов — 225 — избирается по территориальным одномандатным (т. е. один округ — один депутат) избирательным округам. Применяется мажоритарная система относительного большинства: выборы считаются несостоявшимися, если в них приняли участие менее 2590 зарегистрированных избирателей, а победителем является кандидат, набравший большее число голосов, чем его соперники. Другая половина депутатов — 225 — избирается по спискам избирательных объединений и блоков по пропорциональной избирательной системе: вся страна является единым федеральным избирательным округом; партии, движения и их блоки (обобщенное название для всех — избирательные объединения, блоки) выдвигают свои списки кандидатов (не более 270 в одном списке); избиратели голосуют за соответствующий список (или против всех списков); выборы считаются несостоявшимися при явке менее 25% зарегистрированных избирателей; к распределению мандатов не допускаются избирательные объединения, блоки, набравшие менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании; перешагнувшие 5-процентный барьер избирательные объединения, блоки получают депутатские места пропорционально количеству поданных за них голосов. В ГД ФС РФ второго созыва (созыв — очередной срок, на который избрана палата) по пропорциональной системе прошли депутаты по спискам КПРФ, ЛДПР, движений "Наш дом — Россия" и "Яблоко".
ГД ФС РФ считается нижней палатой Федерального Собрания, Совет Федерации — верхней палатой. Это не конституционные, а научные характеристики. Они связаны с тем, что законодательный процесс как бы начинается "снизу"и идет"вверх". А поскольку первой рассматривает законы ГД ФС РФ, ее и называют нижней палатой. Таким образом, никакой субординации между палатами не существует, они самостоятельны в своей деятельности.
В силу избрания народом ГД ФС РФ считается как бы более репрезентативным органом, хотя в этом есть доля условности. И все же нельзя не учитывать того, что именно в ГД ФС РФ политические партии и движения пытаются провести своих представителей, а многие депутаты баллотировались туда в качестве независимых кандидатов. В ГД ФС РФ сконцентрированы представители политических сил, как оппозиционно настроенных по отношению к Президенту и Правительству РФ, так и поддерживающих их. Депутаты ГД ФС РФ объединяются во фракции и депутатские группы. Обсуждение вопросов на заседаниях ГД ФС РФ, ее комитетов, на парламентских слушаниях нередко носит ярко выраженный политизированный характер.
Основные вопросы компетенции ГД ФС РФ отражены в Конституции РФ. К ведению ГД ФС РФ относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
Значительный объем деятельности ГД ФС РФ приходится на законотворчество. Федеральные законы обсуждаются в ГД ФС РФ по процедуре трех (бюджетные — четырех) чтений и принимаются большинством голосов от общего числа депутатов ГД ФС РФ. Далее в течение 5 дней они передаются на рассмотрение Совета Федерации. Если СФ не одобрит закон, палаты могут создать согласительную комиссию. Если ГД ФС РФ не согласится с мнением СФ, федеральный. закон будет считаться принятым, если при повторном голосовании за него проголосует не менее двух третей от общего числа депутатов ГД ФС РФ. Принятый закон поступает Президенту РФ, который его подписывает и обнародует. В течение 14 дней Президент может отклонить закон. В этом случае ГД ФС РФ и СФ повторно рассматривают закон. Для его одобрения требуется не менее двух третей голосов в ГД ФС РФ и СФ. И только в этом случае закон подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и его обнародованию.
Внутренняя структура и организация деятельности ГД ФС РФ регулируются в общих чертах Конституцией РФ и более подробно Регламентом ГД ФС РФ, который был принят впервые в 1994 г. и многократно корректировался впоследствии. В 1998 г. принят новый Регламент палаты.
ГД ФС РФ избирает из своего состава Председателя ГД ФС РФ, первого заместителя и заместителей. Для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности палаты имеется Совет ГД ФС РФ, куда входят Председатель ГД ФС РФ, руководители фракций и депутатских групп. ГД ФС РФ нынешнего созыва образовала 28 комитетов: по законодательству и судебно-правовой реформе; по труду и социальной политике; по делам ветеранов; по охране здоровья; по образованию и науке; по делам женщин, семьи и молодежи; по бюджету, налогам, банкам и финансам; по экономической политике; по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности;
по аграрным вопросам; по промышленности, строительству, транспорту и энергетике; по природным ресурсам и природопользованию; по экологии; по обороне; по безопасности; по международным делам; по делам СНГ и связям с соотечественниками; по делам национальностей; по делам Федерации и региональной политике; по вопросам местного самоуправления; по делам общественных объединений и религиозных организаций; по Регламенту и организации работы ГД ФС РФ; по информационной политике и связи;
по вопросам геополитики; по конверсии и наукоемким технологиям;
по культуре; по туризму и спорту;
по проблемам Севера и Дальнего Востока.
На постоянной основе функционирует мандатная комиссия, по мере необходимости образуются временные комиссии. (С. А.)
Другие термины
В словаре есть много других терминов и понятий, определения которых могут быть интересны для изучения: