«Северная осетия-алания» в словаре по конституционному праву
Северная осетия-алания
Республика в составе РФ. Согласно ст. 1 Конституции С. О. — А., принятой ее Верховным Советом 12 ноября 1994 г., — демократическое правовое государство, выражающее волю и интересы ее многонационального народа, а согласно ст. 61 — суверенное государство, добровольно входящее в состав РФ. Государственные языки — осетинский и русский. Столица — г. Владикавказ (Дзауджикау).
Помимо Северной Осетии есть и Южная Осетия, входящая в состав Грузии. Согласно Конституции С. О. — А., (ст. 16), она строит свои отношения с Республикой Южная Осетия на основе этнического, национального, историко-территориального единства, социально-экономической и культурной интеграции.
Парламент С. О. — А. является ее представительным и законодательным органом. Он избирается в составе 75 депутатов сроком на 4 года. Парламент является постоянно действующим органом, в котором депутаты могут работать на профессиональной постоянной основе.
К ведению Парламента относятся:
принятие Конституции С. О. — А., внесение в нее изменений и дополнений; принятие законов С. О. — А. и контроль за их выполнением; толкование Конституции и законов С. О. — А.;
утверждение республиканского бюджета и контроль за его исполнением; установление республиканских налогов, других обязательных платежей и сборов; определение административно-территориального устройства С. О. — А.; назначение референдумов, выборов в местные органы государственной власти; назначение выборов и отрешение от должности Президента С. О. — А.;
дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства С. О. — А.; утверждение программы деятельности Правительства С. О. — А., решение вопроса о доверии Правительству С. О. — А.; назначение на должность Председателя, заместителя Председателя и членов Комитета конституционного надзора (ККН) С. О. — А.; утверждение указа Президента С. О. — А. о введении чрезвычайного положения; приостановление или отмена по заключению ККН С. О. — А. указов и постановлений Президента С. О. — А., противоречащих Конституции и законам С. О. — А.;
ратификация и денонсация договоров с РФ, ее субъектами, иностранными государствами и международными организациями; дача согласия на дислокацию в С. О. — А. воинских формирований и др.
Президенте. О. — А. является главой государства и главой исполнительной власти. Президентом может быть избран сроком на 4 года и не более чем на два срока подряд гражданин С. О. — А. не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и владеющий осетинским и русским языками.
Президент является гарантом Конституции С. О. — А., прав и свобод человека и гражданина. В установленных Конституцией С. О. — А. формах он принимает необходимые меры по охране государственности и территориальной целостности С. О. — А., обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти и управления республики. Президент в соответствии с Конституцией и законами С. О. — А. определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства он представляет С. О. — А. в Российской Федерации и международных отношениях.
Президент С. О. — А.: осуществляет общее руководство органами исполнительной власти и может председательствовать на заседании Правительства С. О. — А.; назначает с согласия Парламента С. О. — А. Председателя Правительства С. О. — А.;
утверждает структуру Правительства; назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, министров, председателей государственных комитетов и других должностных лиц в соответствии с законом; принимает решение об отставке Правительства С. О. — А.; представляет Парламенту С. О. — А. кандидатуры для назначения в состав ККН С. О. — А.;
назначает выборы в Парламент, распускает Парламент в случаях, предусмотренных Конституцией; назначает референдумы С. О. — А.; обладает правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует законы С. О. — А., обладает правом отлагательного вето; представляет не реже одного раза в год доклады Парламенту С. О. — А. о положении в республике, обращается с посланиями к народу и к Парламенту С. О. — А.; ведет переговоры и подписывает межгосударственные договоры и соглашения; приостанавливает или отменяет действие актов органов исполнительной власти, противоречащих Конституции С. О. — А.; вводит и отменяет режим чрезвычайного положения на территории С. О. — А. или в отдельных ее местностях и др.
Согласно Конституции С. О. — А., Президент вправе распустить Парламент в случае пересмотра последним основ конституционного строя С. О. — А., закрепленных гл. 1 Конституции С. О. — А. Закон о поправках к гл. 1 представляется Президентом на рассмотрение вновь избранного Парламента. Если Парламент подтверждает необходимость пересмотра положений Конституции, он не может быть распущен на этом основании, а закон остается в силе.
Правительство С. О. — А. определяется в Конституции С. О. — А. как орган, несущий ответственность за экономическое, социальное и культурное развитие в республике, управление республиканской собственностью, руководство нижестоящими органами исполнительной власти.
Органом конституционного контроля С. О. — А. является ККН. Он принимает заключения и решения о соответствии Конституции С. О. — А. законов С. О. — А., нормативных постановлений Парламента, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства, актов министерств, государственных комитетов, других органов государственной власти и общественных объединений, органов местного самоуправления, не вступивших в силу договоров С. О. — А. Заключение ККН о несоответствии Конституции С. О. — А. актов, принятых Парламентом или Президентом С. О. — А., направляется им для устранения допущенных нарушений. По другим актам соответствующее заключение ККН влечет утрату силы акта или его отдельных положений.
Правосудие в С. О. — А. осуществляют Верховный Суд. Арбитражный Суд, районные (городские) и иные суды С. О. — А. Надзор за исполнением законов осуществляет прокуратура.
Конституция С. О. — А. предусматривает местное самоуправление, осуществляемое гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и иные органы местного самоуправления. (С. А.)
Другие термины
В словаре есть много других терминов и понятий, определения которых могут быть интересны для изучения: