«НИКОЛАЕВ, Иван Романович» в бухгалтерском словаре

НИКОЛАЕВ, Иван Романович
(1877-1942)
представитель русской (советской) бухгалтерской науки, ученик П. Б. Струве, помогавший учителю при написании раздела о бухгалтерском учете в книге "Хозяйство и цена". Николаев развил взгляд, согласно которому бухгалтерский учет, организуемый через баланс, не может быть зеркальным отражением тех реальных процессов, которые с его помощью изучаются. Принятой в его время и получившей вскоре всеобщее признание концепции учетного натурализма (стремление точно отобразить в учете все то, что имеет или должно иметь место в жизни) Николаев противопоставил тенденцию учетного реализма. Николаев отмечал, что требования "точного баланса" не только невыполнимы, но и глубоко утопичны. Учет, по его мнению, призван реконструировать хозяйственный процесс в целях последующего эффективного управления. Кроме того, учет должен представлять только ту информацию, которая может быть использована в управлении и получение которой может повлиять на процесс принятияуправленческих решений. Если дополнительная информация не влияет на характер административно-управленческих решений, то ее не следует и получать. Развивая реалистическое начало бухгалтерского учета, Николаев приходил к мысли о том, что весь актив и все сальдо счетов, показываемые в нем, есть не что иное, как ранее совершенные расходы, которые для предприятия должны выступать (и в реальной жизни выступают) как расходы будущих периодов. Николаев дал глубокое обоснование хозяйственного расчета, развивая его финансовые аспекты. Он придерживался правила, что только превратившись в деньги материальные ценности могут оказывать влияние на величину убытков и прибылей. Таким образом, он, один из немногих, а возможно, первый в отечественной литературе, считал, что моментом реализации может быть только момент поступления денег. Основные сочинения: "Балансоведение", Л., 1930; "Проблема реальности баланса". Л., 1926.

Другие термины

В словаре есть много других терминов и понятий, определения которых могут быть интересны для изучения: