«Жако, Поль (Павел Петрович)» в архитектурном словаре
Жако, Поль (Павел Петрович)
(1798 – после 1852)
крупный петербургский зодчий 20-30 гг. XIX в. один из последних мастеров классицизма, чьи постройки завершили формирование строгого, стройного облика северной столицы. Выпускник парижской Школы изящных искусств он в 1821 г. начинает службу в России под руководством К. И. Росси участвует в строительстве Главного штаба. В 1829 г принял участие в конкурсе на проектирование Сената и Синода. Его творческое наследие составляют известные в Петербурге постройки: дом полковницы О. М. Энгельгардт (Малый зал Филармонии) и Голландская церковь на Невском, дом жены архитектора 9-го класса Жако и здание б. Дворянского собрания (Большой зал Филармонии) на Михайловской площади (пл. Искусств), дом графа Зубова и собственный дом на Большой Морской улице. Продуманность композиции, гармония и мастерство отличают здание Голландской церкви (1839), оно является важным акцентом в застройке Невского проспекта. Усадебная застройка церквей и прилегающих к ним зданий впервые подверглась пересмотру принцип периметральной застройки с внутренними дворами, использованный в Голландской церкви, после Жако становится преобладающим. Собственный дом на углу Б. Морской и Кирпичного пер. (нач. 1830-х) вызвал всеобщее восхищение современников, всех поражали так называемые магазинные окна. Впервые в строительной практике России Жако применил остекление наружных помещений во всю их высоту, оставив между окнами лишь узкие простенки, ввел прямые перемычки вместо традиционных арок. Все это не только улучшало освещенность магазинов, но и придавало зданию необычно нарядный, праздничный вид. Кстати, Жако был одним из первых архитекторов, уделявших большое внимание мелочам, которые придавали квартирам уют и удобство. К числу поздних построек Жако относится здание б. Дворянского собрания (1839), которое является органичной частью ансамбля Михайловского дворца. Его фасады отделаны в соответствии с общим замыслом Росси. Жако разработал планировку и архитектурное решение интерьеров. До нашего времени сохранил первоначальный вид только большой трехсветный колонный зал, оформленный наподобие греческого перистиля. Монументальность и спокойную гармонию ему придает колоннада из коринфских колонн, отделанных белым искусственным мрамором. Зал полон величия и торжественности. Колонны стоят свободно. Они несут антаблемент, от которого начинается паддуга зеркального свода. В распалубках паддуги по всему периметру прорезаны полуциркульные окна. Равные ширине интерколумния, они расположены не над каждым из них, а через один. Замедленность ритма окон, гладкий белый потолок, вынесенные к центру два ряда прозрачных хрустальных люстр с низко свисающими подвесками усиливают строгое и мажорное звучание его архитектуры. Господствующий в зале белый цвет – в духе стиля первой трети XIX в. Из-за отсутствия колонн в торце зала интерьер Жако утрачивает гармонию прототипа. Но зодчий мастерски преодолевает это отклонение от античного канона. Торцовая стена прорезана двумя арочными проемами и декорирована коринфскими же пилястрами колоссального ордера и свободно стоящими в проемах колоннами малого, ионического ордера, несущими архитрав. Они как бы приближают подчеркнуто крупную масштабность основных элементов зала к размерам человека. Белоколонный зал б. Дворянского собрания – один из лучших интерьеров русского классицизма. Этот зал – теперь концертный зал Филармонии – обладает высокими акустическими достоинствами.
Источник: Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994.
Другие термины
В словаре есть много других терминов и понятий, определения которых могут быть интересны для изучения: