«Альберти» в архитектурном словаре

Альберти
Леон Баптиста (1404-1472)
Итальянский архитектор и писатель-гуманист, родившийся в Генуе. Учился в Падуанском и Болонском университетах и в возрасте двадцати лет написал комедию "Филодокс", которую принимали за подлинное римское произведение. С 1428 года Альберти – во Флоренции, где вошел в дружеский кружок Филиппа Брунеллески, Донателло, Гиберти, Луки делла Роббиа и Мазаччо. Им он посвятил свой теоретический труд "О живописи" (1436), в котором впервые сделана попытка самостоятельной интерпретации текста Витрувия о центральной перспективе. Как практикующий архитектор, Альберти был автором фасада палаццо Руччелаи (с 1446 года) -первого фасада, на котором была применена система трех ордерных пилястр по образцу римского Колизея. Автор фасада флорентийской церкви Санта Мария Новелла (завершен в 1470 году). При проектировании церкви Сан-Франческо в Римини (начата около 1450 года) Альберти использовал мотив триумфальной арки, при создании мантуанской церкви Сан-Себастьяно применил в плане новый вариант построения латинского креста, с попеременным чередованием больших и малых капелл, вместо боковых нефов, а также цилиндрический свод. Отстаивая принадлежность архитектуры к свободным искусствам и ее независимость от ручного труда, Альберти доказывал наличие рациональных оснований архитектурного творчества. В книге "Искусство архитектуры" (начата в конце 1440-х годов) Альберти отстаивал собственную теорию красоты, в опоре на математическую строгость симметрии и пропорций.

Другие термины

В словаре есть много других терминов и понятий, определения которых могут быть интересны для изучения: