«Энкаустика» в архитектурном словаре

Энкаустика
(греч. enkaustike, от enkaio – жгу) – живопись восковыми красками, где в качестве связующего краски вещества используется воск. Живопись может производиться горячим способом, при котором художник-энкауст пишет расплавленными восковыми красками, и они вплавляются в грунтовую основу (например, дерево). Воск может быть также использован растворённым в маслах или в виде эмульсии (восковая темпера) и в качестве добавления к другому связующему (например, маслу и лаку). Хорошая защита, даваемая воском красящим пигментам, неизменность цвета, влагонепроницаемость определяют большую прочность восковой живописи. Эта техника была известна в Древнем Египте: так называемые фаюмские портреты (превосходной сохранности) найдены, главным образом, в погребениях оазиса Фаюм в Египте и относятся к I в. до н.э. Наибольшее развитие восковая живопись получила в античной Греции, где и называлась энкаустика. В этой технике работали выдающиеся греческие художники Зевксис, Паррасий, Апеллес и др. Энкаустика применялась в основном в станковой живописи, а в монументальных стенных росписях в тех случаях, когда из-за неблагоприятных условий другая живопись не была бы прочной, например в банях и особенно в наружных росписях. Произведения восковой живописи классической поры до нас не дошли. В галерее истории древней живописи Эрмитажа по эскизам мюнхенского художника Г. Хильтеншпрегера восковыми красками написаны картины на медных досках, объединённые общей сюжетной идеей: происхождение и развитие живописи в античные времена.
Источник: Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994.

Другие термины

В словаре есть много других терминов и понятий, определения которых могут быть интересны для изучения: