«Классицизм» в архитектурном словаре

Классицизм
Стиль в европейском искусстве XVII – начала XIX в., основанный на эстетике, связанной с античным искусством, принятым за эталон. В архитектуре классицизма использовался язык «классических», т. е. античных форм, возрожденный в эпоху Ренессанса.
Источник: Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005.
* * *
(нем. Klassizismus) течение в европейской художественной культуре XVII – начала XIX вв. Классицизм возник во Франции в период формирования абсолютной монархии, он нес в себе прогрессивные общенациональные тенденции, утверждал идеальное представление о рационально организованном государстве, основанном на подчинении интересов сословий и отдельных личностей интересам нации. Рационалистический подход к явлениям общественной жизни классицизм переносил и в область искусства, считая его основной темой торжество гражданского долга и разума над стихийными индивидуалистическими тенденциями. Как архитектурному стилю классицизму присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание стены с ордером и сдержанный декор. В русской архитектуре и изобразительном искусстве классицизм возник в середине XVIII века. Патриотические и просветительные идеи нашли замечательное воплощение в русской классической архитектуре второй половины XVIII – начала XIX вв. Ее отличают яркое национальное своеобразие, конкретный реалистический характер, чуждый абстракции и слепого копирования античных форм; творческая разработка классического наследия сочеталась с развитием традиций национального зодчества. Русские архитекторы классицизма решали важнейшие задачи градостроительства, осуществляли систематическую регулярную планировку старых городов и застройку новых, сооружали общественные здания, дворцы, жилые дома, строили усадьбы. Ранний этап русской архитектуры классицизма связан с деятельностью крупнейших русских зодчих В. И. Баженова (1737-1799), М. Ф. Казакова (1738-1812) и И. Е. Старова (1745-1808), создавших шедевры мирового значения, а также выдающихся архитекторов А.-Ф. Кокоринова (1726-1772), А. Ринальди (1710-1794), Ж.-Б. Валлен-Деламота (1729-1800), Ю. М. Фельтена (1730-1801), Ч. Камерона (1730-е – 1812), Н. А. Львова (1751-1803), Дж. Кваренги (1744-1817). Постройки этих архитекторов отличаются свободой, ясностью и логичностью замысла. К вершинам русского зодчества принадлежит и архитектура начала XIX в. (высокий, или зрелый классицизм, неправильное название ампир). В ее лучших, передовых проявлениях отразились мощный подъём национального самосознания (достигший особенной силы в период Отечественной войны 1812 года) и освободительные гуманистические идеалы прогрессивной части дворянской интеллигенции. Патриотической гордостью, идеями триумфа и мощи России проникнуты достигающие особого величия, монументальности и торжественности ансамбли и общественные здания Петербурга, созданные А. Н. Воронихиным (1759-1814), А. Д. Захаровым (1761-1811), Т. де Томоном (1760-1813), К. И. Росси (1775-1849), В. П. Стасовым (1769-1848). Возникновение и развитие классицизма в русском изобразительном искусстве тесно связано с учреждённой в 1757 г. Петербургской Академией художеств, где система преподавания основывалась на принципах классицизма. В лучших произведениях русской скульптуры пропагандировались идеи патриотизма, гражданского служения, преданности общественному долгу. Среди скульпторов русского классицизма выделяются крупнейшие мастера, внесшие в свои творения большое жизненное содержание, – И. П. Мартос (1754-1835), М. И. Козловский (1753-1802), Ф. Г. Гордеев (1744-1810), Ф. Ф. Щедрин (1751-1825), И. П. Прокофьев (1758-1828), В. И. Демут-Малиновский (1779-1846), Ф. П. Толстой (1783-1873), С. С. Пименов (1784-1833), Б. И. Орловский (1796-1837), И. П. Витали (1794-1855).
Источник: Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994.

Другие термины

В словаре есть много других терминов и понятий, определения которых могут быть интересны для изучения: