«Колоннада» в архитектурном словаре

Колоннада
(франц. colonnade)
ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием. В наружной композиции здания колоннада применяется в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, объединяющих его обособленные объёмы (например, в виллах Палладио), зрительно связывающих его с пространством двора или площади (колоннада Казанского собора в Ленинграде, 1801-11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой. Иногда колоннада является самостоятельным сооружением (например, "Колоннада Аполлона" в Павловске, 1780-83, архитектор Ч. Камерон). Внутри зданий коллонады обычно обрамляют крупные залы, служат для расчленения и одновременно связи отдельных частей парадного интерьера (например, колоннада бывшего Екатерининского зала Таврического дворца в Ленинграде, 1783-89, архитектор И. Е. Старов).
* * *
ряд колонн.
Источник: Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005.
* * *
Ритмический ряд колонн, несущих общее горизонтальное перекрытие.
Источник: Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995.
* * *
(франц. colonnade) ряд колонн, объединенных горизонтальным перекрытием. Колоннада может составлять часть объема здания, образуя крытое пространство перед входом – портик (Исаакиевский собор) или вдоль наружных стен – периптер (Биржа), колоннада может также примыкать к корпусу в виде галереи из двух или нескольких рядов колонн, обрамляя площадь перед зданием (Казанский собор) или соединяя отдельные части монументального здания (Александровский дворец в Царском Селе). Изредка колоннада является отдельным сооружением (полуротонда – Колоннада Аполлона в Павловске, Львиный фонтан в Петергофе), в сочетании с глухой стеной колоннада образует парадный въезд – пропилеи (Смольный институт), монументальный гранитный фонтан у Пулкова решен в виде открытого портика на четырех колоннах. В интерьерах дворцовых и других сооружений колоннады, состоящие из одного или двух рядов колонн, могут обрамлять или членить парадный зал (зал б. Дворянского собрания – ныне Большой зал Филармонии, Екатерининский зал Таврического дворца). Любопытно отметить вариации в чередовании опор в главном нефе романских базилик различают ямбический строй пилонов и колонн и дактилический.
Источник: Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994.

Другие термины

В словаре есть много других терминов и понятий, определения которых могут быть интересны для изучения: